Авторы: Akitosan и Тиль-Тиль при участии Marie Turner
Беты: Тиль-Тиль, Mycroft Arthur Holmes
Форма: мета
Пейринг/Персонажи: шериарти
Категория: слэш
Рейтинг: G
Жанр: пародия
Размер: 1375 слов
Примечание/Предупреждения: адептам TJLC («Теории Джонлок-Заговора», “The Johnlock Conspiracy”) лучше пройти мимо ; написано на ФБ-2016 для fandom Moriarty
Я читала много разной степени шедевральности обсуждений на тему того, что Джонлок — это без вариантов (уже) канон и/или будет канонизирован в 4/5/10-м сезоне поцелуем/прямым признанием и чем только не.
Ярче всех сияет на этом небосклоне звезда TJLC («Теории Джонлок-Заговора», “The Johnlock Conspiracy”). TJLC — это гениальная по сути своей гипотеза о том, что у Джона с Шерлоком взаимный любовный интерес и это было задумано с самого начала, а актеры, сценаристы и т.д. всегда лгут, когда отрицают это, потому что спойлер! Самое прекрасное, что попадалось мне в рамках этой обворожительной теории, укладывается в строки: «Если смысл этого сериала не Джонлок, то что? Есть хоть одна идея, что может быть тогда смыслом этого сериала?»
У меня есть ответ на этот вопрос! Есть! Смысл этого сериала — разумеется, Шериарти.
Факт уже состоявшейся канонизации Шериарти теоретиками TJLC тщательно игнорируется, и более того, все шериарти-моменты, включая эпизоды из «Омерзительной невесты» («Безобразной невесты» в пер. Первого канала), удивительным образом трактуются в рамках «Джонлок — это канон», тогда как в специальном эпизоде авторы прямо показали, кого хочет Шерлок, кто его возбуждает. И, как ни странно, это не Джон Уотсон, а Джим Мориарти.
Я не буду подробно останавливаться на «Теории Джонлок-Заговора», приведу только один пример. В седьмом выпуске «Объяснения Теории Джонлок-заговора» от адепта теории Ребекки речь идет о коде напитков, в котором два главных постулата такие: «Символизм кофе — гетеросексуальные отношения. Символизм чая — гомосексуальные отношения». Естественно, в выпуске все подгоняется под теорию. Давайте предположим, что персонажи сериала «Шерлок» BBC действительно пьют чай не потому, что чай — традиционный английский напиток, а потому что Джонлок. Что мы видим?
Шерлок готовит напиток для кого-то дважды. Для Джона он готовит кофе в «Собаках Баскервиля», причем делает это в рамках расследования, а не в качестве заботы. Для Джима он готовит чай. Заваривает, подает. Можно подумать, что это дань вежливости, — но у Шерлока и до, и после Джима бывали посетители. Если это не Шериарти в каноне, то в чем смысл этого эпизода?
Итак, Уотсон — близкий друг Шерлока, Мориарти — его романтический, любовный интерес.
Сам Шерлок «женат на работе», Мориарти в каком-то смысле и есть его работа. Еще до личной встречи он для Шерлока «нечто новое», Шерлок неизменно реагирует ступором на упоминание или сообщение о Мориарти, и это заметно его окружению.
В «Большой игре», еще не зная, с кем имеет дело — с мужчиной, женщиной, организацией, — Шерлок так упоенно описывает противника Джону, что тот заключает: О, вы будете очень счастливы вместе! («I hope you'll be very happy together.»)
То есть Джон, разбирающийся в чувствах гораздо лучше соседа, уже ощущает духовное родство Шерлока с Джимом и фактически благословляет этот (еще не состоявшийся) союз.
Ср. вырезанная сцена из «Рейхенбахского водопада» в сокровищнице:
Шерлок (обернувшись к Лестрейду): Где он? Куда ты его отвез? Мне нужен Мориарти! («I want Moriarty!» букв.: Я хочу Мориарти!)
Лестрейд: Здорово. Это взаимно.
Или, например, именно слова Ирэн о Мориарти заставили Шерлока пересмотреть свое видимое поражение:
Ирэн: Джим Мориарти шлет свою любовь. («Oh, Jim Moriarty sends his love.»)
В «Пустом катафалке» среди прочих фанатских теорий выживания Шерлока нам показывают и прямой Шериарти-вариант с убеганием в закат, с одной стороны, подчеркнуто пародийный — Шерлок обманывает Джона с помощью своей картонной копии, с другой — романтичный, с поцелуем, который почти показали. Конечно, эту сцену можно рассматривать чисто как пародирование авторами сериала фанатских теорий, но почему из всех версий выбрали именно ее? Может, чтобы отвести подозрения от того, что потом на самом деле случится в сериале? Спрятать, так сказать, лес за деревьями?
В любом случае, эта теория возникает «внутри» вселенной «Шерлока», у персонажей, существующих внутри канона, а не «снаружи» (фанатами сериала). Последователи теории «Джонлок-канон» в качестве одного из весомых аргументов выдвигают то, что в сериале все принимают Шерлока и Джона за пару (во многом потому, что они живут вместе и всюду появляются вместе). Но и Шерлока с Джимом многие воспринимают как пару (и не потому, что их видят вместе, а потому, что даже второстепенным персонажам видна их зацикленность друг на друге).
Которую они оба подтверждают. Шерлок — так даже в зале суда.
Шерлок: Мы виделись дважды, в целом пять минут. И оба раза пытались друг друга убить. Я думаю, между нами особая связь. («I felt we had a special something»)
В «Его прощальном обете» переживающий клиническую смерть Шерлок в чертогах разума вызывает именно Джима. Да, Джим напоминает Шерлоку об опасности, которая грозит Джону, и после этого Шерлок делает рывок и запускает сердце, но не проще было бы вызвать в подсознание самого Джона? Зачем-то в самые последние секунды перед смертью Шерлок хочет видеть именно Джима. Интересно, зачем?
Сам образ Джима в чертогах — в смирительной рубашке, безумный и отвратительный, «омерзительный» — показывает борьбу против опасного чувства, которую ведет с собой Шерлок — любви. Шерлок всеми силами стремится если не уничтожить воспоминания о Мориарти, то сделать их крайне неприятными. Но что мы видим чуть позже в специальном эпизоде? Джим опять «на воле», одет с иголочки и наступает по всем фронтам. Шерлок признает, что чувства одерживают вверх («трещина в лупе», «вирус в системе»), а потом ждет, когда Мориарти снова («Я в курсе всех шести раз, когда ты наведывался в эту квартиру в мое отсутствие») появится в гостиной (как появился когда-то в реальности).
Кстати, слово «abominable» в названии специального эпизода «Омерзительная невеста» («Abominable bride») выбрано авторами неспроста. В викторианской Англии гомосексуальные отношения часто называли abomination (мерзость), а «омерзительное преступление против природы» («abominable crime against nature») — определение содомии у викторианцев в текстах законов. И именно Джим предстает в Чертогах разума Шерлоком в наряде невесты — в Джиме Шерлок видит свою невесту.
Можно подумать, что сцена у водопада в «Невесте» опровергает эту точку зрения. Вовсе нет. Перед нами классический пример замещения по Фрейду, когда чтобы взять под контроль либидо (побеждающего его в схватке Мориарти), Шерлок начинает думать о чем-то совершенно несексуальном (и у водопада появляется Джон). Джон, в отличие от Джима, не вызывает у Шерлока сексуальных фантазий, и именно Джону Шерлок доверяет избавить его от «вируса» любви, но тем не менее после этого Шерлок падает в водопад вслед за Джимом сам. Значит ли это принятие? Может быть.
Шериарти подтверждается не только логикой сюжета и самим сериалом. Сами создатели, например, отрицают какую-либо любовную связь между Шерлоком и Джоном.
Моффат о Шерлоке и Джоне: Они просто близкие друзья. А если даже Шерлок и гей — или кем бы он там ни был, — не думаю, что он мечтает о Джоне.
«They are just incredibly good friends. If Sherlock is gay, and who knows if he is, then I don’t think he fancies John.»
А вот Бенедикт Камбербэтч и Эндрю Скотт признают Шериарти:
Вопрос: Шерлок пристрастился к Мориарти?
Бенедикт Камбербэтч: Да. У Шерлока привязанность к двум вещам — работе, т.е. Мориарти, и всему, что он любит принимать.
Эндрю Скотт: В некотором смысле Шерлок и Мориарти любят друг друга. Тут не ненависть, а нечто иное. И тут есть уважение.
В связи со спойлерами к четвертому сезону стало очевидно, что создатели планировали вернуть Мориарти в сюжет с самого начала, для чего бы они сделали это сейчас, после специального эпизода?
Стивен Моффат: Мы всегда знали, что собираемся делать с Мориарти. Таков был план игры с конца первого сезона, когда мы поняли, насколько Эндрю замечателен. Он достойно увенчал весь сезон. Я не скажу, к чему мы клоним, но у нас далеко идущие планы. И я абсолютно, чертовски уверен, что эти планы всем понравятся. (…) Да. Мы знали, что делать с Мориарти. У нас разработан полный набор идей, прежде всего для 4-го сезона, но захватывающих и 5-й. Так случилось, что Марк Гейтисс и я однажды разговаривали и укрылись от дождя в финансовом отделе. Там к нам пришли все эти мысли и очень нас воодушевили. Мне кажется, это лучшее, что нам когда-либо приходило в голову в связи с «Шерлоком». Они меня прямо-таки возбуждают.
Они всегда знали, что делать, и в специальном эпизоде показали, что Мориарти для Шерлока представляет любовный интерес, от которого он пытается спрятаться за спиной Джона, но в итоге — падает вслед за ним в водопад.
Хотя в общем-то все было ясно еще в первом сезоне, когда Шерлок признался Джиму в эрекции.
Джим: У тебя армейский браунинг в кармане, или ты просто рад меня видеть?
Шерлок: И то, и другое.
Марк Гейтисс: А почему никто не придумал снять фильм о том, что на самом деле думает Холмс, как он на самом деле видит события?
В сериале «Шерлок» BBC Шериарти впервые показано изнутри сознания главного героя — как и то, какие формы принимает нереализованное подавленное сексуальное желание Шерлока Холмса по отношению к Мориарти. С возвращением Мориарти в сериал линия Шериарти, будем надеяться, получит свое развитие.
Ярче всех сияет на этом небосклоне звезда TJLC («Теории Джонлок-Заговора», “The Johnlock Conspiracy”). TJLC — это гениальная по сути своей гипотеза о том, что у Джона с Шерлоком взаимный любовный интерес и это было задумано с самого начала, а актеры, сценаристы и т.д. всегда лгут, когда отрицают это, потому что спойлер! Самое прекрасное, что попадалось мне в рамках этой обворожительной теории, укладывается в строки: «Если смысл этого сериала не Джонлок, то что? Есть хоть одна идея, что может быть тогда смыслом этого сериала?»
У меня есть ответ на этот вопрос! Есть! Смысл этого сериала — разумеется, Шериарти.
Факт уже состоявшейся канонизации Шериарти теоретиками TJLC тщательно игнорируется, и более того, все шериарти-моменты, включая эпизоды из «Омерзительной невесты» («Безобразной невесты» в пер. Первого канала), удивительным образом трактуются в рамках «Джонлок — это канон», тогда как в специальном эпизоде авторы прямо показали, кого хочет Шерлок, кто его возбуждает. И, как ни странно, это не Джон Уотсон, а Джим Мориарти.
Я не буду подробно останавливаться на «Теории Джонлок-Заговора», приведу только один пример. В седьмом выпуске «Объяснения Теории Джонлок-заговора» от адепта теории Ребекки речь идет о коде напитков, в котором два главных постулата такие: «Символизм кофе — гетеросексуальные отношения. Символизм чая — гомосексуальные отношения». Естественно, в выпуске все подгоняется под теорию. Давайте предположим, что персонажи сериала «Шерлок» BBC действительно пьют чай не потому, что чай — традиционный английский напиток, а потому что Джонлок. Что мы видим?
Шерлок готовит напиток для кого-то дважды. Для Джона он готовит кофе в «Собаках Баскервиля», причем делает это в рамках расследования, а не в качестве заботы. Для Джима он готовит чай. Заваривает, подает. Можно подумать, что это дань вежливости, — но у Шерлока и до, и после Джима бывали посетители. Если это не Шериарти в каноне, то в чем смысл этого эпизода?
Итак, Уотсон — близкий друг Шерлока, Мориарти — его романтический, любовный интерес.
Сам Шерлок «женат на работе», Мориарти в каком-то смысле и есть его работа. Еще до личной встречи он для Шерлока «нечто новое», Шерлок неизменно реагирует ступором на упоминание или сообщение о Мориарти, и это заметно его окружению.
В «Большой игре», еще не зная, с кем имеет дело — с мужчиной, женщиной, организацией, — Шерлок так упоенно описывает противника Джону, что тот заключает: О, вы будете очень счастливы вместе! («I hope you'll be very happy together.»)
То есть Джон, разбирающийся в чувствах гораздо лучше соседа, уже ощущает духовное родство Шерлока с Джимом и фактически благословляет этот (еще не состоявшийся) союз.
Ср. вырезанная сцена из «Рейхенбахского водопада» в сокровищнице:
Шерлок (обернувшись к Лестрейду): Где он? Куда ты его отвез? Мне нужен Мориарти! («I want Moriarty!» букв.: Я хочу Мориарти!)
Лестрейд: Здорово. Это взаимно.
Или, например, именно слова Ирэн о Мориарти заставили Шерлока пересмотреть свое видимое поражение:
Ирэн: Джим Мориарти шлет свою любовь. («Oh, Jim Moriarty sends his love.»)
В «Пустом катафалке» среди прочих фанатских теорий выживания Шерлока нам показывают и прямой Шериарти-вариант с убеганием в закат, с одной стороны, подчеркнуто пародийный — Шерлок обманывает Джона с помощью своей картонной копии, с другой — романтичный, с поцелуем, который почти показали. Конечно, эту сцену можно рассматривать чисто как пародирование авторами сериала фанатских теорий, но почему из всех версий выбрали именно ее? Может, чтобы отвести подозрения от того, что потом на самом деле случится в сериале? Спрятать, так сказать, лес за деревьями?
В любом случае, эта теория возникает «внутри» вселенной «Шерлока», у персонажей, существующих внутри канона, а не «снаружи» (фанатами сериала). Последователи теории «Джонлок-канон» в качестве одного из весомых аргументов выдвигают то, что в сериале все принимают Шерлока и Джона за пару (во многом потому, что они живут вместе и всюду появляются вместе). Но и Шерлока с Джимом многие воспринимают как пару (и не потому, что их видят вместе, а потому, что даже второстепенным персонажам видна их зацикленность друг на друге).
Которую они оба подтверждают. Шерлок — так даже в зале суда.
Шерлок: Мы виделись дважды, в целом пять минут. И оба раза пытались друг друга убить. Я думаю, между нами особая связь. («I felt we had a special something»)
В «Его прощальном обете» переживающий клиническую смерть Шерлок в чертогах разума вызывает именно Джима. Да, Джим напоминает Шерлоку об опасности, которая грозит Джону, и после этого Шерлок делает рывок и запускает сердце, но не проще было бы вызвать в подсознание самого Джона? Зачем-то в самые последние секунды перед смертью Шерлок хочет видеть именно Джима. Интересно, зачем?
Сам образ Джима в чертогах — в смирительной рубашке, безумный и отвратительный, «омерзительный» — показывает борьбу против опасного чувства, которую ведет с собой Шерлок — любви. Шерлок всеми силами стремится если не уничтожить воспоминания о Мориарти, то сделать их крайне неприятными. Но что мы видим чуть позже в специальном эпизоде? Джим опять «на воле», одет с иголочки и наступает по всем фронтам. Шерлок признает, что чувства одерживают вверх («трещина в лупе», «вирус в системе»), а потом ждет, когда Мориарти снова («Я в курсе всех шести раз, когда ты наведывался в эту квартиру в мое отсутствие») появится в гостиной (как появился когда-то в реальности).
Кстати, слово «abominable» в названии специального эпизода «Омерзительная невеста» («Abominable bride») выбрано авторами неспроста. В викторианской Англии гомосексуальные отношения часто называли abomination (мерзость), а «омерзительное преступление против природы» («abominable crime against nature») — определение содомии у викторианцев в текстах законов. И именно Джим предстает в Чертогах разума Шерлоком в наряде невесты — в Джиме Шерлок видит свою невесту.
Можно подумать, что сцена у водопада в «Невесте» опровергает эту точку зрения. Вовсе нет. Перед нами классический пример замещения по Фрейду, когда чтобы взять под контроль либидо (побеждающего его в схватке Мориарти), Шерлок начинает думать о чем-то совершенно несексуальном (и у водопада появляется Джон). Джон, в отличие от Джима, не вызывает у Шерлока сексуальных фантазий, и именно Джону Шерлок доверяет избавить его от «вируса» любви, но тем не менее после этого Шерлок падает в водопад вслед за Джимом сам. Значит ли это принятие? Может быть.
Шериарти подтверждается не только логикой сюжета и самим сериалом. Сами создатели, например, отрицают какую-либо любовную связь между Шерлоком и Джоном.
Моффат о Шерлоке и Джоне: Они просто близкие друзья. А если даже Шерлок и гей — или кем бы он там ни был, — не думаю, что он мечтает о Джоне.
«They are just incredibly good friends. If Sherlock is gay, and who knows if he is, then I don’t think he fancies John.»
А вот Бенедикт Камбербэтч и Эндрю Скотт признают Шериарти:
Вопрос: Шерлок пристрастился к Мориарти?
Бенедикт Камбербэтч: Да. У Шерлока привязанность к двум вещам — работе, т.е. Мориарти, и всему, что он любит принимать.
Эндрю Скотт: В некотором смысле Шерлок и Мориарти любят друг друга. Тут не ненависть, а нечто иное. И тут есть уважение.
В связи со спойлерами к четвертому сезону стало очевидно, что создатели планировали вернуть Мориарти в сюжет с самого начала, для чего бы они сделали это сейчас, после специального эпизода?
Стивен Моффат: Мы всегда знали, что собираемся делать с Мориарти. Таков был план игры с конца первого сезона, когда мы поняли, насколько Эндрю замечателен. Он достойно увенчал весь сезон. Я не скажу, к чему мы клоним, но у нас далеко идущие планы. И я абсолютно, чертовски уверен, что эти планы всем понравятся. (…) Да. Мы знали, что делать с Мориарти. У нас разработан полный набор идей, прежде всего для 4-го сезона, но захватывающих и 5-й. Так случилось, что Марк Гейтисс и я однажды разговаривали и укрылись от дождя в финансовом отделе. Там к нам пришли все эти мысли и очень нас воодушевили. Мне кажется, это лучшее, что нам когда-либо приходило в голову в связи с «Шерлоком». Они меня прямо-таки возбуждают.
Они всегда знали, что делать, и в специальном эпизоде показали, что Мориарти для Шерлока представляет любовный интерес, от которого он пытается спрятаться за спиной Джона, но в итоге — падает вслед за ним в водопад.
Хотя в общем-то все было ясно еще в первом сезоне, когда Шерлок признался Джиму в эрекции.
Джим: У тебя армейский браунинг в кармане, или ты просто рад меня видеть?
Шерлок: И то, и другое.
Марк Гейтисс: А почему никто не придумал снять фильм о том, что на самом деле думает Холмс, как он на самом деле видит события?
В сериале «Шерлок» BBC Шериарти впервые показано изнутри сознания главного героя — как и то, какие формы принимает нереализованное подавленное сексуальное желание Шерлока Холмса по отношению к Мориарти. С возвращением Мориарти в сериал линия Шериарти, будем надеяться, получит свое развитие.